Инструкторы по физической культуре

«Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет на занятиях физической культуры»

 Материал подготовила Гладышева И.А.,  инструктор по физической культуры МАДОУ д/с № 57

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.  

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада,

Детское экспериментирование позволяет включить детей в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить свойства предметов, замечать их сходство и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет им возможность приобретать знания самостоятельно, появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать или даже опровергать предположения, делать вывод, умозаключения, самостоятельно овладевать представлением о том или ином законе или явлении.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру и мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Хорошо известно, что развитие личности дошкольника обеспечивается в процессе его собственной деятельности и в формах, специфичных для дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, творческой активности и, наконец, познавательной и исследовательской деятельности. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его богатство и разнообразие; занимаясь рисованием, воплощает собственные впечатления, проектирует мир; исследуя природу, делает и переживает собственные открытия, учится решать проблемы, овладевая разнообразными навыками практического экспериментирования. Таким образом, ребенок готовится к следующей ступени образования, «учится учиться», самостоятельно добывая знания об окружающем мире.

В процессе организации исследовательской деятельности старших дошкольников педагог особое внимание должен уделять формированию предпосылок к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием разных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе исследовательской деятельности требует грамотного отбора содержания образования, применения технологий, средств и методик, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира.

Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. С рождения и до семи лет у ребенка закладываются основы всесторонней двигательной активности. Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными – основная задача дошкольных учреждений. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает благоприятный эмоциональный настрой дошкольника.

Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью инструкторам по физическому воспитанию необходимо широко использовать разные приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям. Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.

В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор по физической культуре ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательными и интересными. В процессе проведения опытов и экспериментов необходимо задействовать каждого ребенка, образовательную деятельность проводить всей группой или по подгруппам, а также необходимо учитывать интересы и потребности детей, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Каждый детский эксперимент имеет строго определённую структуру.

Приведем пример ещё одного исследования, осуществленного с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперимент № 1. «ЦИРКАЧИ»

Перед проведением эксперимента можно опросить детей, кто дольше простоит на мяче и почему? А затем провести эксперимент.

В эксперименте могут участвовать два ребенка или две подгруппы, в зависимости от наличия оборудования.  Одному участнику эксперимента дается задание встать двумя ногами на узкую сторону скамейки или мяч (необходима страховка), руки служат балластом равновесия. Второй участник встает двумя ногами на фитбол, при этом руками держится за опору (шведская стенка). Необходима страховка. Остальные дети наблюдают, кто дольше удержится (при правильном проведении эксперимента, ребенок на фитболе должен простоять дольше). Если участник эксперимента, стоявший на фитболе, опускает руки, он теряет равновесие и падает.

Цель эксперимента: показать детям, что для удержания равновесия большую роль играют и руки. На узких, скользких, не ровных поверхностях служат балластом, и помогают человеку удержать равновесие.

Эксперимент № 2 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.

Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.

По итогам проведенных циклов исследования инструктор по физической культуре обобщает выводы и проводит анализ ожидаемых результатов:

  • увеличение объема двигательных умений и навыков;

  • повышение физической работоспособности, творческого потенциала, укрепление здоровья;

активизация двигательной деятельности детей, стремление к       самосовершенствованию;

возрастание заинтересованности педагогов, родителей, детей, что в совокупности дает достижение высоких спортивных результатов.

Эксперимент№3 «УДЕРЖИ РАВНОВЕСИЕ»

Предложить детям постоять на одной ноге с открытыми глазами 30 сек. Затем выполнить это задание с закрытыми глазами.

Эксперимент № 4. «СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»

Дети делятся на две команды. По команде инструктора одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания. Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести детей к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой

Ходить или не ходить с насморком в бассейн?

 Автор - инструктор по физической культуре Кудюкова Анжелика Евгеньевна

Что такое насморк и какой он бывает? Насморк — это реакция слизистой оболочки носа на инфекции. Чтобы слизистаяноса не пересыхала, клетки вырабатывают специальный секрет для ее увлажнения.Когда на слизистую попадает инфекция, секрета (слизи) вырабатывается больше. Это уже - сопли.

Существует 3 вида насморка: 

  • Вирусный (В  первые дни из носа течет прозрачная вода. Так клетки защищаютслизистую от пересыхания и не дают развиваться бактериям)

  • Бактериальный (Из носа выходят сопли желтого или зеленого цвета. На слизистой появились бактериии организм активно с ними борется)

  • Аллергический (Из носа выделяется прозрачная вода. Это реакция слизистойна аллергены: пыль, шерсть животных на одежде, пыльцу, тополиных пух. Применительно к бассейну: дети могут реагировать на хлор)

Безопасно ли для других ходить с сопливым ребенком в бассейн? 

Бассейны существуют для того, чтобы ребенок оздоравливался. Врачи считают, что ребенок встречается с инфекциями и его иммунитет учится бороться с ними. Для здорового человека с крепким иммунитетом сопли не заразны. Ребенок с ослабленным иммунитетом и склонный к заболеваниям подхватит инфекцию в любом месте — в раздевалке, при перепаде температур после душа или в общественном транспорте. 

Насморк после бассейна менее вероятны, чем после посещения прогулки. Но организм может отреагировать на бассейн, в том числе соплями.

Ходить или не ходить с насморком в бассейн?

Современные врачи говорят, что вопрос, может ли ребенок посещать бассейн ссоплями — сугубо индивидуальное дело.Бассейн стимулирует иммунитет. Он заставляет его бороться со сквозняками,перепадами температур и вирусными инфекциями. Сопли — это следствие этойборьбы. Если у ребенка незначительные выделения из носа, но сохраняется общийтонус, хороший аппетит, нет вялости, врачи рекомендуют не пропускать бассейн.В воде у ребенка увлажнится слизистая и слизь разжижается. Если в воде естьхлор — он чуть-чуть подсушит воспаленную слизистую. Влажным воздухом бассейнаребенку легче дышать. 

Если ребенок на сухой разминке вялый, сопли текут рекой или постоянно чихает, тренер порекомендует воздержаться от тренировки в воде.

Почему полезно пройти несколько циклов «бассейн-сопли-бассейн»?

 У некоторых детей после бассейна появляются сопли (насморк). Через несколько дней онипроходят без лечения. Это нормальная реакция организма на бассейн. Через несколькомесяцев этот эффект уходит и ребенок намного меньше болеет.Если ребенок ослаблен и сопли у него затягиваются дольше недели, бассейнактивно стимулирует иммунитет. Насморк либо проходит, либо у ребенкаподнимается температура и организм активно борется с инфекцией. В обоих случаяхребенок выздоравливает быстрее, чем тот, кто пропускает бассейн при легкомнасморке. 

Не бойтесь соплей после бассейна. И не бросайте бассейн при легком насморке. Именно так и начинается закаливание!

Красивая и правильная осанка ребёнка

    Автор - инструктор по физической культуре Гладышева Ирина Александровна

Задачи физического воспитания дошкольного образования

 Автор - инструктор по физической культуре Гладышева Ирина Александровна

Как подготовить ребенка к занятиям по плаванию в домашних условиях

 Автор - инструктор по физической культуре Кудюкова А.Е.

Занятия в бассейне оказывают комплексное воздействие на орга­низм ребенка. Общение с водой в домашних условиях так же способствует формированию гигиенических навыков. Ребенок выполняет упражнения в небольшом объеме воды в ванне, в привычных для него условиях, в присутствии родителей, с любимыми игрушками. Это создает психологическую защиту при его знакомстве с водой и ком­фортные условия для выполнения подготовительных упражнений.

Все перечисленные ниже упражнения родители не только сопровождают словесными объяснениями, но и обязательно по­казывают сами, как их нужно выполнять. В дошкольном возрасте ребе­нок уже многое понимает и после многократных повторений и показов запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого.

Начинать надо с умывания: ребенок умывается над тазиком (раковиной), стараясь не закрывать глаза и не стряхивать воду с рук. Затем, на­бирая воду полными горстями, пусть поливает себе на голову и шею. Потом полейте ему на голову из кувшина (детского ведероч­ка) — пусть вода спокойно стекает. Далее то же самое сделать под душем.           

     1. Упражнения на задержку дыхания, выполнение энергичного вы­доха.

Как известно, ребенок теряет врожденный дыхательный реф­лекс уже в трехмесячном возрасте. Между тем, плавание и просто пребывание в воде часто требуют такого важного умения, как за­держка дыхания.

Первые подготовительные упражнения выполняются «на суше»:

● попросить ребенка, чтобы он задержал дыхание на счет «три»; при этом громко считать вслух: «раз», «два», «три»;

● попросить ребенка сделать глубокий вдох и задержать дыха­ние; при этом громко считать (чем больше задержка, тем лучше);

● практиковать с ребенком выполнение энергичного выдо­ха: ребенок задерживает дыхание, плотно смыкает губы и затем делает энергичный выдох, при этом громко произнося «ху!»;

● попросить ребенка надуть обычный воздушный шарик: со­противление воздуха заставляет надувать шарик быстрыми энергич­ными выдохами, создавая условия, приближенные дыханию в воде;

● попросить ребенка сдувать с ладони различные легкие пред­меты (небольшой листок бумаги, перышко и т.д.). Предмет должен находиться примерно на уровне подбородка, на расстоянии около 15 см от него (затем ладонь можно отводить дальше). Можно устро­ить соревнование с ребенком: кто быстрее и дальше сдует предмет.

     2. Упражнения в формировании навыка правильного дыхания в воде

 Упражнения выполняются сидя в ванне:

● попросить ребенка набрать в ладони воды и сделать ямку, дуя на воду, как на горячий чай (суп)

● попросить ребенка сделать быстрый выдох у самой поверх­ности воды, чтобы образовалась большая и глубокая ямка;

● игра «Морской ветерок»: ребенок, дуя на легкую игрушку (кораблик, теннисный шарик, коробочку от киндер-сюрприза и др.), подталкивает их вперед своим дыханием. Взрослый может читать стишок:

Ветер по морю гуляет,

Шарик по волнам гоняет,

Чуть задует посильней

Шарик поплывет быстрей.

● попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить в воду лицо и выдохнуть набранный воздух через рот в воду («пускание пузырей»).

Чтобы помочь ребенку выбрать оптимальный вариант выдо­ха в воду, надо попросить его выдыхать с произнесением различ­ных звуков: «пэ…», «фу…», «ху…» и т.п.

 3. Упражнения в погружении лица в воду и открывании глаз в воде

● попросить ребенка, сидя в ванне задержать дыхание и опу­стить лицо в воду; при этом громко считать: «раз», «два», «три» и т.д. (чем больше задержка, тем лучше);

● то же, что в предыдущем упражнении, но с обязательным открыванием глаз в воде;

● разбросать на дне ванны разноцветные игрушки и попросить ребенка достать самую любимую игрушку или игрушку определенного цвета, формы.

● также ребенка надо обязательно познакомить с такими купальными принадлежностями, как резиновая шапочка, купальник (плавки), полотенце, мыло, с нарукавниками и надутыми кругами; рассказать ему, для чего это все нужно.

● можно дома потренироваться с ребенком в одевании резиновой шапочки, купальника.

Статью подготовила  инструктор по физической культуре Кудюкова А.Е.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie